|
Цель: Добиваться понимания того, что жанр-определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений, взаимодействие песенности и танцевальности,воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, добиться понимания того, что настоящие герои живут рядом.Задачи:1.Заинтересовать школьников творчеством композитора И.Штрауса.2.Продолжать учить анализировать муз.произведения, связывать исторические события и музыкальное произведение в единое целое, делать самостоятельные выводы.3.Добиваться выразительного, вдумчивого исполнения песни.4.Продолжать учить ребят слушать музыку, эмоционально на неё откликаться.Материалы и оборудование: слайды о В.О.В. и войны в Афганистане(использование интерактивной доски)плакаты и газеты к 23 февраля, экспонаты из школьного музея.Ход урока:Ребята! Наш сегодняшний урок мы начнём с прослушивания фрагмента музыкального произведения.Слушание вальса З.Жиро «Под небом Парижа»Беседа о прослушанном фрагменте, ребята определяют характер произведения с помощью музыкального словаря, объясняют по каким признакам определили, что это вальс.Основная часть.Прародителями вальса называют и австрийский народный танец лендлер, и провансальский танец вольта. Оба эти танца-парные и танцевались под музыку в размере ¾, и если а лендлере кавалер, выведя понравившуюся партнершу на круг, вращал её вокруг себя, то в вольте вначале преобладали прыжки, а затем появились и быстрые повороты и вращения. Во Франции вольт запрещалось исполнять при дворе, а кардинал Ришелье усматривал в нем подрыв устоев, религии и общества.(Это нетрудно себе представить-в начале 18 века, когда в моду входил чинный и галантный менуэт, то,что кавалер берет руку дамы, считалось невиданным нарушением приличий!) Но вольт, смешавшись с лендлером, завоевал популярность в Германии, Чехии, Австрии,получил новый характер-широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил новое имя- вальс ( от немецкого слова walzen-кружиться). И никакие высочайшие указы и официальная критика, никакие запреты и не признания не смогли остановить завораживающее кружение вальса бальным и концертным залам, городским и сельским площадям. Тысячи песен звучат в ритме вальса. Вальс звучит в опере, оперетте, в кино. Очень многие композиторы пишут концертные и симфонические вальсы, и вальс является одним из популярнейшших танцев, но под этим названием скрываются самые разные варианты-венский вальс, французский вальс, английский вальс.Слушание вальса «На прекрасном голубом Дунае».Беседа о прослушанном произведении, характере, инстументах.-а знаетели вы, что этот вальс прозвучал в 1872 году в Бостоне и исполнял его оркестр, состоящий из 2 тысяч музыкантов, а дирижировал король вальса-Иоган Штраус. Который родился 26 октября 1825 года в Вене. Его отец, тоже Иоган Штраус, известный композитор и дирижер, не хотел, чтобы жизнь сына была такой же беспокойной, как его собственная, и определил юного Иогана в коммерческое училище, мечтая, что тот сделает карьеру банкира. Однако Штраус-сын, пользуясь долгими отлучками отца( его жизнь проходила в постоянных гастрольных поездках), тайком брал уроки игры на фортепиано и скрипке. В «заговоре» участвовала и мать будущего композитора, поддерживавшая в сыне его стремление к музыке. Долго так продолжаться не могло – в один прекрасный день Штраус отец всё узнал и в ярости отобрал у своего отпрыска скрипку. Любовь к музыке, однако. Оказалась в Иогане Штраусе сильнее отцовского гнева.Он бросил изучение коммерциии, уже не таясь от главы семьи, стал заниматься композицией у Йозефа Дрекслера.Вскоре он уже основал небольшой оркестр, и 15 октября 1844 года состоялся его дирижерский дебют. Публика была от Штрауса без ума. Публика была от Штрауса без ума. Вот как описано появление композитора за дирижерским пультом в одной из венских газет того времени: «Легкий поклон с одной и шквал аплодисментов с другой стороны.Вывод : пожалуй не было такого другого танца, который распространился бы так широко , как вальс.Наиболее трагичные, яркие переломные события истории оставляют самый яркий след в искусстве. Подтверждение тому - музыка Великой Отечественной войны. Она звучит и сегодня.Этот день начался не тихой росной зарёй, а грохотом бомб, свистом пуль, скрежетом стали. Все что было до этого. Обрубили орудийные залпы. Смешали с дымом и кроваво-красным огнем. Многие матери отметят этот день чёрным числом. На многих полянках появятся первые холмики могил.Это было 22 июня 1941г. Война. И когда вдоль нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала каждая травинка.22 июня все писатели и композиторы собрались на митинг.«Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Перо было приравнено к штыку, поэзия вместе с музыкой надела фронтовую шинель и шагнула в бой. Многие песни, написанные во время войны и после написаны в ритме вальса: «Моя любимая», «В землянке», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом».С военными песнями вальсами мы уже знакомились на уроках музыки.Выразительное исполнение песен И. Лученка «Лёгкий школьный вальс» «Майский вальс» Сравнительный анализ.Беседа о том, почему автор выбрал именно вальс для создания этих песен. Война оставила след почти в каждой семье.Больше 20 млн чел. Недосчиталась наша Родина. Война задела чёрным крылом и мою семью. Мой дед Колос Йосиф Викторович жил до войны на Украине в 40км. От Киева.Когда пришли немцы село попало под оккупацию.Дед за резкие высказывания против немцев был угнан в Германию в возрасте18 лет, где работал на открытых рудниках и шахтах Гальпы, находился в концлагере.В 1945 году дед бежал из лагеря, присоединился к нашим войскам и участвовал в освобождении Праги-столицы Чехословакии, за что получил благодарность от Верховного главнокомандующего т.Сталина. После войны он был курсантом танковой школы, потом вернулся в родное село. Где проработал всю жизнь на стекольном заводе. Всю жизнь дед много болел, все его тело было в шрамах и шишках. На все мои расспросы о плене дед неизменно отвечал: «Тебе интересно как издевались над людьми?» В 80-годы дед собирал документы на получении компенсации от правительства Германии, но умер так и не дождавшись обещанной компенсации.К сожалению судьба нашей страны не спокойно не вчера не сегодня.15. февраля – день памяти воинов – интернационалистов. В этот день в 1989г.Последнее подразделение советских войск- 40-ая армия покинула Афганистан. Война в Афганистане дллась 9 лет 1 месяц 18 дней. Через эту войну прошли 550 тысяч советских солдат и офицеров. 72 человека из них получили звание героя Советского Союза. Свыше 15 тысяч советских солдат погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времён Великой Отечественной Войны. Нет уже той стран, которая посылала солдат и офицеров на защиту своих геополитических интересов. Несмотря ни на что, он честно исполняли свой воинский долг, оставались верными присяги, проявив при военных операциях образцы мужества и героизма. «Горячие точки» показали, что наши парни достойны героизма отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной Войны. Слушание песни И.Демарина «Белый танец» в исполнении учителя (фоном на интерактивной доске идут файлы)Заключительная часть. (На фоне символики – интерактивная доска учитель зачитывает фамилии воинов, проживающих в селе) Талагаев Сергей Васильевич – Афганистан Кисилев Вячеслав Юрьевич Макеев Николай Сергеевич Попов Александр Семенович В.О.В. Краснов Василий Иванович Богатов Александр Иванович Чечня Попов Владимир Васильевич Тулупов Максим Васильевич Т етюшкин Александр ВладимировичВывод: Музыка, как часть искусства неразрывно связана с историей нашей страны.Учитель подводит итоги работы на уроке, благодарит: «Ребята, одно из самых Любимых инструментальных произведений – это вальс современного композитора Евгения Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» Слушание вальса (учитель читает стихи) Наверно, Музыка – душа, Чем нам она и интересна. Её дыхание в крови, Чтоб грудь не задыхалась! Её страдание в любви, А мысль в молчаньи пауз. И я завидовал не раз Бегущим быстрым пальцам Когда они с тобою нас Одаривали вальсом. Когда б я мог, когда б я мог! Та чаша не испита. И сердце съёжилось в комок. Всё музыкой облито.
|