«Эмоциональная драматургия урока музыки»

  

 

 

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти…Этот список можно продолжить. И всё это чистая правда. И только в отличие от других профессий, учителю не сразу дано насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет. Только высококвалифицированный учитель, владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности сможет приобщить современных школьников к современному искусству.

С  глубокой древности люди умели делать музыкальные инструменты и сочинять музыку и даже записывать её нотными значками на глиняных табличках, древние греки верили, что человек, которого с детства обучали понимать и любить музыку;, « не запятнает себя никаким неблаговидным поступком…он будет полезен и себе и родине; не допуская никакого нарушения гармонии ни делом, ни словом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок.

Я работаю учителем музыки в МОУ  «СОШ с.Широкое» 17 лет, по программе Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской «Музыка». Программа составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции  Д.Б.Кабалевского.

Но основной педагогической технологией в моей работе является-

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ УРОКА МУЗЫКИ.

В массовой литературе, в интервью ученых, педагогов, политических и общественных деятелей доминирует мысль, что падение духовности достигло того опасного предела, когда человек начинает использовать свои гражданские права и обязанности в антигуманных целях. 

 А  эмоции- мощнейший инструмент для раскрытия и воспитания в личности социально-значимых черт:  гуманизма,  отзывчивости, человечности, щедрости, доброты, милосердия,  нравственности (чего так не хватает в наше время) и развития чувственной сферы.



Научно обоснован и реализован с позиций классической теории познания концептуальный подход к эмоциональному воспитанию школьников, в котором эмоциональная драматургия урока музыки рассматривается как «ядро» методологической культуры будущего учителя музыки, как интегрированная сущность ряда художественно-педагогических процессов и как единство содержания, формы и метода познания музыкального искусства.

Исходя из ведущей роли эмоций в художественной педагогике, теоретически разработана эмоциональная драматургия урока музыки,  как движение от эмоционального содержания искусства к художественно-драматургической идее урока, как генеральный принцип организации художественной деятельности учителей и учащихся на уроках музыки, направленный на эмоционально-проективное осмысление школьниками своего духовного мира.

Раскрыто понятие эмоциональной драматургии урока искусства, как целостного художественно-педагогического процесса, в котором эмоции выступают одновременно содержанием, формой и методом познания художественного смысла произведения. Обоснован центральный педагогический принцип эмоционально-драматургической организации урока - принцип рассогласования между собой нынешним и собой будущим, который реализуется в системе «частных» принципов: принцип эмоциональной оценки, направляющий поисково-творческую деятельность учащихся; принцип неожиданности, организующие одновременно и завязку урока и мыслительный эксперимент учащихся; принципы концентрации художественной идеи и последовательного накопления напряжения, определяющие логику раскрытия нравственно-эстетического смысла произведения и подготавливающие слушателя к генеральной кульминации; принципы «эстетического инсайта» и заострения возвышенных смыслов музыки, раскрывающие добавочные приемы искусства и подводящие учащихся к осознанию художественно-драматургической идеи урока.

Разработаны уровни эмоционального мышления: обыденный, парадоксальный, процессуальный и высший, которые характеризуют особенности восприятия художественных эмоций как движение от однополюсных эмоций к разнополюсным, к ощущению диалектичности чувства, процессу перехода эмоции в свою противоположность и далее - к осознанной целостной оценке.

Я поставила перед собой следующие задачи:  

  1. Разработать концептуальные положения организации урока музыки как урока искусства по законам эмоциональной драматургии.

  2. Разработать систему принципов организации совместной художественно-творческой деятельности учителя и деятельности учащихся в постижении искусства.

  3. Создать педагогическую технологию построения эмоциональной драматургии урока искусства и экспериментально проверить ее эффективность.

 Педагогическая технология учителя музыки на основе эмоциональной драматургии будет эффективна, если:

-сущность эмоциональной драматургии урока искусства раскрывается на философском уровне в виде системы теоретических положений, и смыслооб-разующим стержнем урока искусства выступает художественная эмоция; умения, связанные с выстраиванием эмоциональной драматургии урока музыки. Сама ситуация выдвигает проблему пересмотра методологической базы подготовки учителя музыки и создания педагогической технологии, органически вытекающей из философско-эстетического содержания и предназначения музыкального искусства. От Платона и Аристотеля к Декарту, Спинозе, Канту, Гегелю, классикам материализма и далее к Э.В. Ильенкову) позволил понять диалектические законы построения мира, в свете их проследить становление человеческого мышления как процесса, осуществляющегося в единстве рационального и эмоционального познания, умения, связанные с выстраиванием эмоциональной драматургии урока музыки.

-процессуальность чувственно-эмоциональной жизни человека и ее преломление в музыкальном искусстве выводится из диалектической природы самих эмоций.  М.М. Бахтин, М.С. Каган, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, Л.Н. Столович  помогли рассмотреть эмоционально-духовный мир человека в свете идеалов и общечеловеческих ценностей, выявить специфику художественного мышления как эмоционально-образного в единстве с научным, понять механизм возвышения эмоции на уровень нравственно-эстетической оценки мира и человечества.

-художественное мышление формируется как специфический вид теоретического мышления, и принципы управления чувственно-эмоциональным развитием школьников направлены на заострение противоречия между их наличным эмоциональным опытом и опытом переживаний возвышенных идеалов, вызываемых музыкой. Фундаментальные работы П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина  позволили выявить богатство эмоций и раскрыть их процессуальность в категориях теории познания; обосновать необходимость организации подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы на позициях теории развивающего обучения.

Методы исследования:

- анализ философской, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

-целенаправленное педагогическое наблюдение;

- сравнительный анализ; беседы; анкетирование;

  -методы визуализации полученных результатов.

 

Искусство, в частности музыкальное искусство, призвано утверждать высокое предназначение человека, в музыкальной педагогике приоритет организации эмоциональной деятельности учащихся несомненен. Помочь ученику через собственные переживания раскрыть богатство и многообразие эмоциональной сферы человека - моя первоочередная задача. Но для этого надо, чтобы эмоция, как отмечал  Н.Н.Ланге, перестала находиться в отечественной науке в положении Золушки. Действительно: сфера человеческих эмоций в психологии остаётся во многом Tabula rasa, и художественная педагогика не является исключением.

Главная причина-доминирование в образовании односторонней технологичности деятельности учителя, в силу чего в сознании  современного учащегося преобладает рационально-логическое мышление, что буквально «автоматически» ведет личность к утере непосредственного восприятия мира. В музыкальном образовании это проявляется в том, что:

-заметно принижается эмоциональная сущность музыкального искусства; его эмоционально-воспитательные возможности сводятся  «на нет», так как анализ музыкальных произведений на уроках носит сугубо технологический характер;

-несмотря на общепринятое положение, что урок музыки – это урок искусства. Сохраняется стереотип его построения на принципах общей дидактики.

Разрабатывая уроки музыки, я учитываю, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи. Но и от времени, когда рекомендуемый  программой материал осваивается от состояния культурной обстановки в обществе, от сегодняшнего восприятия жизни учащихся, ибо то что сегодня кажется неинтересным учителю-музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников.

 

Каждый урок музыки для меня – это урок искусства, а это значит, что музыка определяет всё происходящее на уроках: характер общения учителя с учащимися, методы и приёмы донесения музыкального материала, логику организации урока. Я выстраиваю урок в опре на закономерностям самой музыки, в нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней. Заключение, т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.

На моих уроках звучит музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся и удовлетворенность от совместных занятий возникают благодаря музыке.

В своей работе я использую новые музыкальные технологии:

-преподавание музыки на принципах развивающего обучения (моделирование по трём ступеням):

-1-я четко сформулированная учителем задача;

-2-я постепенное совместно с учащимися решение этой задачи;

-3-я окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.

-творческий эксперимент на уроке(при анализе незнакомых произведений эксперимент показал, что чем меньше ребенок, тем он ближе к истокам, тем рельефней у него проявляются генетические родовые свойства человеческой психики, не отягощенные различными штампами восприятия.

-проектная деятельность ( на уроках и во внеурочной деятельности создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников.

-интеграция образовательного процесса (проведение интегрированных уроков совместно с учителями литературы, истории, биологии.)

-информационно-коммуникативные технологии(интернет-ресурсы, презентации)

-здоровьесберегающие технологии (Благодаря исследователям, изучавшим психофизический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленные факты:  музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, повышает и понижает мышечный тонус. Стимулирует появление эмоций, улучшает вербальные и арифметические способности, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление.   Звучание музыки на уроке даёт ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленных на основе нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка, а  также исследований детских предпочтений.

Скучно на моих уроках не бывает.

Замысел урока всегда мне интересен, в свете его сегодняшнего жизневосприятия, тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому.

Творя замысел урока, я представляю себе основы его драматургии. В зависимости от ритма урока я подбираю темп и ритм своей речи: об этическом рассказываю неспешно и величаво, о смешном живее, используя в этом случае другой стиль речи.

Моя педагогическая деятельность, носит публичный характер, осуществляется в аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку мне как учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной – на основе применяемых стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Естественно, что их творческая деятельность не может проявится сразу же в полном объёме, но я как учитель постепенно, шаг за шагом приобщаю ребят к тому, вырабатывая потребность в самостоятельности суждений и оценок воспринимаемых явлений, пробуждаю инициативу и творческую фантазию.

Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в итерпритации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. При этом следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций.

Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств.

Использование метода осознания личностного смысла произведения во многом определяется возрастными особенностями учащихся. Например, школьники первых и вторых классов с большим интересом определяют: какое настроение человека (зверя, птицы) они слышат в этом произведении (его части). Учащиеся третьих – пятых классов уже не только констатируют выраженное настроение, но и пытаются ответить на вопрос: «Почему оно таково?». При этом они сочиняют разные сюжеты, которые ещё трудно назвать художественными образами, как правило, из-за отсутствия логической связи между отдельными переживаниями и мыслями, а следовательно отсутствие жизненной правды в его художественном изложении.

Для школьников старших классов интересной и привлекательной становится уже «взрослая» задача: обосновать (выяснить) логическую последовательность переживаний и мыслей. Так моделируется жизненная реальность, художественная правда, совершается музыкальное познание бытия. Греческий философ Фалес утверждал, что из всех трудностей наибольшая – познать самого себя. Как хорошо этот призыв сочетается с известным высказыванием Ф.Листа, что восприятие музыки это познание самого себя… И как оно актуально для учащихся! Особенно для подростков, очень часто желающих разобраться в собственном внутреннем мире.
Вспомним мысль Б.Теплова, что любое произведение искусства тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребёнка внутренне стать на определённую позицию, начать «жить» в этой ситуации и смотреть на мир, на людские поступки и отношения с той точки зрения, к которой вынуждает эта позиция.
Один из основных тезисов школьной программы по музыке – научить детей «по – настоящему слушать музыку и размышлять о ней».

Одним из моих любимых фильмов является фильм «Доживём до понедельника», в одном эпизоде учитель задаёт вопрос о лейтенанте Шмидте и ученик отвечает, что в учебнике всего 3 строчки, и тогда учитель рассказывает детям каким он был человеком: кого любил, кого ненавидел, чем жил и дышал. В классе стояла звенящая тишина, дети затаив дыхание, думали не о герое Шмидте, а о человеке любящем и ищущем.

Моим любимым учителем был учитель истории (Щеголев Владимир Николаевич школа №3 п. Светлый, сейчас школа носит его имя), который после каждого ответа ученика задавал вопрос: «А как ты думаешь? Сделай вывод». Такие вопросы всегда вводили в ступор. Нужно было давать СВОЮ оценку и думать САМОМУ.

Когда я пришла на практику в школу, учась в институте,  я обнаружила, что в программе по музыке очень сухо и однобоко рассказано о великих композиторах, о гениальных произведениях, о музыкальных образах. И я начала искать и ищу по сей день. Всё началось с темы в 6-ом классе «Преобразующая сила музыки» на уроке рассказывалось о том, как великий хирург перед операцией слушал музыку великого Чайковского. И будучи практиканткой, я сделала этот урок очень интересным, на мои уроки присылали студентов, приходил декан факультета. А я просто перевоплотилась в того великого хирурга, взяла на себя ответственность за жизни людей и помогла мне в этом музыка великого Чайковского.

Нашими наиболее удачными находками с детьми являются уроки по творчеству Максима Березовского:

Программа:

 

Выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика – композитора. После возвращения в Россию зачислен на скромную должность в придворную капеллу. Постоянная нужда, невозможность найти применение своим творческим силам привезли Березовского к душевному кризису. Оскорблённый и униженный, терпя бедствие и нужду заболел горячкой, покончил с собой.

Березовский – автор духовых концертов. Особенно широко известно его произведение «Не отвержи мене во время старости».

Наши  находки:

Сын Созонта Березовского-Максим, певчий из села Глухова на Черниговщине. Академик Болонской музыкальной  академии в Италии. В архив Академии навечно лег пергамент со строками о том, что «Максим Березовский представил свою работу, которая была рассмотрена членами комисссии, оценина и признана тайным голосованием положительной, и он принят в число-академиков композиторов-иностранцев» А по приезду в Россию  он получил работу только2-ого и 3-его придворного капельмейстера.

… Композитор –тот же лакей, его призывают. Когда хотят, и отсылают, когда наскучит. О том, что у композитора могут быть желания, мысли, чувства никто не догадывается. Сие предположение выглядит смешным. Разве виноват раб божий Максим Березовский, что родился в Черниговском городке Глухове, а не на итальянской вилле под кипарисами? Воистину своих пророков травим собаками, а перед иноземными расшаркиваемся, не за себя обидно- за славу музыки российсской. Сколько ещё ей быть растоптанной итальянскими ариями? Доживём ли до других времен?  Хотелось верить, что настанут иные времена и российская опера и российсская музыка станут столь же почитаемы как и чужеземные, да сил ждать это время уже не было…

30-летний придворный капельмейстер, почетный академик Болонской  Академии наложил на себя руки. Извещая о сём событии начальству, директор придворных театров господин Елагин в своей докладной отметил: «По смерти его ничего не осталось,  и погрести тело нечем…»

По творчеству В.А.Моцарта.

Создание оперы «Женитьба Фигаро»

По программе:

С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главным расстройством его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году за 6 недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене премьера прошла прохладно, а в Праге вызвала необычайный восторг.

Наши находки:

Австрийский император, узнал, что Моцарт написал оперу.

«…Позволить Моцарту поставить в театре оперу? Но разве можно забыть дерзость этого заносчивого мальчишки?» Императору казалось, что в ушах до сих пор стоят обидные слова молодого композитора, который на милостивое замечание монарха о том, что в опере «Похищение из сераля» слишком много нот, заносчиво ответил : «Ровно столько, сколько нужно, ваше величество».

Но – политика! Политика, будь она неладна! Блеск Екатерининского двора раздражал( императору донесли, что при дворе Екатерины Великой начались репетиции «Фигаро») Эта юркая бабенка опять норовит его обставить! То она заводит переписку с отверженным Вольтером, а теперь пронюхала про Бомарше!»

1 мая 1786 года «Безумный день, или Женитьба Фигаро»-опера господина композитора Вольфганга Амадея Моцарта и либреттиста преподобного аббата Лоренцо да Понте ворвалась на сцену, ошеломляя  восторженную публику  и приводя в бешенство завистников и недоброжелателей.

Сальери, узнав о премьере, загнал лошадей на размокшем от весенних дождей парижском тракте. Но опоздал. Гений Моцарта был недосягаем! Опера катилась из залы в залу. Из столицы в столицу, и вот уже 214 лет, едва погаснут хрустальные огни люстр, на сцену выбегает  юный Фигаро, и, плутовато подмигнув партеру поёт:

«Если захочет барин попрыгать,

Я подыграю с гитарой ему

Пусть пляшет он

Да! Пусть пляшет он!

Собран интересный материал по творчеству Дж.Гершвина, Н.Паганини. Отдельной строкой идут уроки, посвященные связи классической музыки с Великой Отечественной войной( творчество С.В.Рахманинова, Йозефа Гайдна)

На уроках мы создаём музыкальный словарь, словарь музыкальных характеристик. Дети выполняют творческие задания, участвуют в различных конкурсах, пишут доклады, защищают презентации, составляют музыкальные эрудиционы.  После каникул ученики делятся впечатлениями о прослушанной музыке, эпиграфом к урокам я беру высказывания о музыке великих людей.

С музыкально-одаренными детьми я занимаюсь на музыкальном кружке: «Веселые нотки» Кружковцы постоянные участники школьных мероприятий: «День учителя», «День матери», «Новогодняя сказка», « Конкурсы патриотической песни», «Дни встречи выпускников»

Школа постоянно сотрудничает с Сельским Домом культуры, дети принимают активное участие в «Празднике села» , «Дне пожилого человека». Школьный хор традиционно выступает на митинге и концерте, посвященном 9 Мая.

Выступая на родительских собраниях, я подготовила цикл бесед о здоровье совместно с медработником (правильное питание, здоровый образ жизни) и заканчиваю беседу сеансом музыкотерапии. Самым ценным после этих встреч является то, что родители не остаются равнодушными, все время задают вопросы, интересуются.

Во всех праздничных и внеклассных мероприятиях принимают участие дети из семей СОП , из семей, стоящих на внутришкольном контроле. Выступление на сцене для таких детей прививает чувство прекрасного, влияет на эмоциональную  сферу, ведь у таких детей часто нравственные ценности  искажены.

Результаты деятельности:

1.Высшая цель педагогики-развитие личности, а эмоция - мощнейший инструмент для раскрытия и воспитания в личности социально-значимых черт:  гуманизма,  отзывчивости, человечности, щедрости, доброты, милосердия,  нравственности (чего так не хватает в наше время) и развития чувственной сферы.(В нашей школе нет роста правонарушений среди подростков, а дети из СОП семей-постоянные участники школьных мероприятий, концертов и олимпиад)

2. Критерием  эффективности  эмоциональной драматургии урока  выступает мастерство учителя в  деятельности детей по преобразованию  духовного мира(Я постоянно совершенствую мастерство на РМО, ШМО, курсах повышения квалификации, с воспитанниками шлифуем своё мастерство, участвуя в конкурсах, концертах, различных мероприятиях.

Вся моя работа как учителя музыки расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности. Даёт возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивает музыкальные способности детей. Обогащает эмоциональный опыт детей. Прививает знания, меняет представления учащихся о деятельности музыканта-композитора-слушателя в триединстве-как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала. Как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека.

© ignatjeva-anjela

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz